Что такое постпродакшн
и из чего он состоит

Итак, съемки завершены, идеи реализованы, черновой материал на руках. Как превратить весь отснятый материал в готовый проект?

На помощь приходит Его Величество — постпродакшн или постобработка видео. Рассказываем, что это такое, с чем его едят и как мы в AVA studio с ним работаем.

Что такое постпродакшн

Постпродакшн (или постпродакшен, оба написания допустимы) — финальный этап видеопроизводства, на котором мы «причесываем» весь отснятый материал и создаем из него готовый проект:

  • отбираем лучшие кадры и монтируем
  • накладываем саунд-дизайн и озвучку
  • совмещаем несколько изображений для единой картинки
  • добавляем текстовые надписи и титры
  • создаем визуальные эффекты

Устоявшийся вариант, как пишется — постродакшн, но в целом, оба варианта — англицизмы от postproduction. Постпродакшн простыми словами — это все то, что мы делаем, чтобы итоговый продукт можно было выпускать в люди: на телевидение, в социальные сети, на корпоративный сайт и так далее.

Сколько длится постпродакшн видео? Этот этап часто требует не меньше сил и времени, чем разработка идеи и съемка. Все для того, чтобы ролик выглядел стильно и качественно, соответствовал задумке и приводил к заявленным целям: продажам, формированию имиджа, увеличению охватов, росту лояльности и дальше по списку.

Разобрались, что такое постпродакшн, теперь переходим к тому, зачем это.


Почему важна постобработка видео

Сталкивались с ситуацией, когда съемки прошли отлично, а результат далек от задумки? Вероятно, проблема была именно в постпродакшне. Представьте, что создание видео — это как написание песни. В начале есть: идея, музыка, текст, запись голоса. Но чтобы получить итоговую композицию, которая залетит во все чарты, все это важно объединить и довести до идеала с помощью обработки голоса и звучания, добавления эффектов.

С видеопроизводством — так же, но «ингредиентов» больше: картинка, кадры из разных локаций, разной крупности, графика (которая накладывается поверх кадра или используется отдельно, озвучание, саунд-дизайн, текстовая часть.

На стадии постпродакшна все составляющие превращаются в единое целое: рекламный ролик, документальный фильм, видео на YouTube, 3D-анимацию и так далее. Кстати, весь перечень форматов, которые мы создаем, можно увидеть тут.


Кто делает постпродакшн и из чего он состоит

Расскажем, как это происходит у нас. Мы берем на себя весь процесс видеопроизводства, поэтому у нас есть отдел постпродакшна. За этот этап отвечает целая команда: от монтажера и специалиста по цветокоррекции до звукорежиссера и художника компьютерной графики.

Количество привлеченных специалистов зависит от того, что именно вы хотите увидеть в финальном варианте ролика: нужна ли дополнительная графика и визуальные эффекты? Добавляем ли титры или закадровую озвучку? Насколько глубокая нужна цветокоррекция?

Чем занимается продюсер на этапе постпродакшна? Управляет командой и всеми процессами так, чтобы соблюдались дедлайны, и вы:

  • быстро увидели чистовой монтаж
  • получили стиллшоты с цветокоррекцией
  • смогли отслушать музыку, написанную для ролика

А если ролик выходит на ТВ, мы также помогаем с дистрибуцией — готовим видео в нужных форматах.

Пришло время поговорить о том, что входит в постпродакшн — рассмотрим каждый этап отдельно.

Постпродашкн в это время:

*Постпродашкн в это время:


Черновой и чистовой монтаж

Монтаж — процесс создания цельного произведения из исходных файлов. На практике это выглядит примерно так:

  • отбираются лучшие дубли
  • обрезаются подходящие фрагменты
  • «склеиваются» с учетом чередования разных планов

Это актуально для монтажа рекламного ролика, когда заранее есть раскадровка. А если нам нужно, например, создать презентационный мини-фильм, сначала отбираем лучшие кадры — решаем, как можно смонтировать отснятый материал, какие планы и сцены использовать.

Презентационный мини-фильм на 2 минуты, при этом отснятого материала — на 2 часа.

Задача режиссера монтажа при постпродакшне фильма сделать так, чтобы в итоговом варианте оказались лучшие кадры, а сам ролик выглядел цельным, удерживал внимание зрителя от начала и до конца и соответствовал поставленным целям. Да, задачка не из простых, но мы справляемся отлично, смотрите кейсы.

Монтажер, который должен пересматривать материал 100500 раз

*Монтажер, который должен пересматривать материал 100500 раз


Цветокоррекция

Замечали, что видео разного жанра имеют разную цветовую палитру? Это делается не только с помощью реквизита, но и на этапе цветокоррекции. Она также помогает соединить разные локации в одном цветовом профиле, чтобы создать единую эстетику и передать настроение.

Важно привести разные кадры к единому знаменателю. А еще: убрать определенные оттенки, выровнять температуру, приглушить «желтый» или же усилить насыщенность. Задач у специалиста по цветокоррекции много, но это того стоит.

Психология цвета способна вызвать у зрителя нужные ассоциации. Если очень просто, то приглушенные оттенки могут создать ощущение загадочности и таинственности, более яркая картинка — жизнерадостность и так далее. Крючки управления восприятием зрителя создаются не только на уровне сценария и режиссуры, но и входят в постобработку.


Визуальные эффекты и графика

Анимация, стоп-кадр, замедление, ускорение, удвоение — все визуальные эффекты, которые невозможно снять, мы добавляем с помощью компьютерных технологий.

Сюда же — графика. Нужно показать визуализацию продукта или упаковку? Статистику и графики? Технические механизмы? Для этого мы добавляем графику разных видов: 2D, 3D. Кстати, подробно рассказывали про графику здесь: пара слов про графику.

Например, так создается пэкшот — финальная сцена в ролике, обычно графическая или с добавлением графики, где показывается продукт (упаковка).


Саунд-дизайн и озвучивание

Звук — тоже очень важная часть, не стоит забывать про эту составляющую видео. Он способен как усилить ролик, так и все испортить. Нужна музыка на фоне? Закадровая озвучка? Добавление звуковых эффектов?

Все это — задачи саунд-дизайнера. Выкупаем права на подходящую ролику мелодию, а иногда приглашаем композитора, который напишет уникальную музыку (если позволяет бюджет), так поступили в этом проекте.


Создание титров, текстовых надписей

Какой рекламный ролик или документальный фильм без подписей? Все это накладывается во время постпродакшна: всплывающий текст, имена спикеров, темы выступлений, текстовые плашки на YouTube ролике, титры в конце фильма.

Сначала дизайнер создает дизайн плашки, а затем моушн-дизайнер ее анимирует. И здесь тоже есть свои нюансы в формате подбора подходящих шрифтов и удачного расположения.

Дизайнер старательно вырисовывает анимацию

*Дизайнер старательно вырисовывает анимацию


Композитинг

Видели зеленые фоны во время съемок? Это называется green screen или хромакей, — технология, благодаря которой можно заменить фон на нужный при постпродакшне видео. Во время композитинга мы накладываем необходимые кадры и создаем картинку, которая будет передавать нужную атмосферу.

Да, в современном мире необязательно выезжать на пляж, чтобы получить видео на фоне пальм и моря. Или же клонировать актера, чтобы в кадре он был в двух экземплярах: за рабочим столом и стоя рядом с грозным видом. Все это — тоже этап постпродакшна 🙂


После постобработки

Все этапы позади. Дальше — финальный отсмотр итогового видео, внесение правок и доработка до идеала. После этого можно использовать видео в целях, которых оно создавалось. Постпродакшн — это простыми, на первый взгляд, инструментами создавать яркий результат и подчеркивать идею режиссера, заложенную в ролик.

Сколько будет длиться постпродакшн — зависит множества факторов:

  • хронометраж
  • количество графики, эффектов и т.д.
  • профессионализм команды, которой вы его доверили

Весь продакшн, когда наконец-то материал готов

*Весь продакшн, когда наконец-то материал готов 🙂

В среднем, от 5 до 30 дней. Мы часто начинаем какие-то этапы постпродакшна параллельно со съемками (например, пишем музыку).


Выводы

Думаем, к этому моменту вы точно знаете, что такое постпродакшн видео. На этом этапе обычные кадры могут превратиться в яркий и увлекательный ролик. Ключевое слово — «могут». Постпродакшн, увы, не волшебная таблетка, которая «лечит» самые скучные кадры, создавая цепляющее видео из любых материалов.

Постпродакшн способен на многое, но этап съемки куда важнее, и требует больше сил и ресурсов. Привлечь и удержать внимание зрителя — задача со звездочкой, но все перечисленные этапы помогают нам делать это на «ура». Некоторые из наших фишек раскрывали в этой статье: как удержать внимание зрителя до конца.

А если вы хотите создать видео для себя или своей компании с профессиональной командой, оставьте заявку здесь, мы с вами свяжемся и подробно проконсультируем. Возьмем на себя разработку идей, проведение съемки с постобработкой, продакшн и постпродакшн.